Categories:

Как работает индустрия яхтинга. Отпуск в Черногории

Рядом с Котором
Рядом с Котором

Путешествие на яхте звучит круто, дорого и как-то по-особенному что ли, особенно, если никогда не то что не пробовал, а даже не думал о таком формате отдыха. Сразу представляешь себе Абрамовича на яхте за миллиард. 

На деле же простой яхтинг это типовая услуга по сложности и цене похожая на аренду машины или на бронирование отеля. По крайней мере, такой вывод я сделал, походив на яхте неделю в этом году. Расскажу, пожалуй.

В целом — лайк

Я был в Черногории и неделю плавал (Ничего, что я не буду использовать задротские термины про хождение?) от городка к городку. Как я понял Черногория — это максимально старпёрская местность для яхты, потому что страна маленькая и большую часть времени ты плаваешь по Которскому заливу, который для яхты похож на бассейн в аквапарке. Возможно, в других местах было бы веселее, но в других местах я не бывал.

Вообще в целом мне очень понравилось. Во-первых, я вообще два года не был ни на каком море. Во-вторых, сочетание небольшой работы с верёвками и ежедневных перемещений в новые города сделало почти пляжный отдых достаточно разнообразным — возвращаться домой вообще не хотелось.

Марина Герцегнови. Этот город мне понравился больше всех
Марина Герцегнови. Этот город мне понравился больше всех

Всё просто

Типовое путешествие на яхте работает довольно просто. Арендуете заранее лодку через интернет. Прибываете в порт (в марину) в назначенный день, принимаете лодку и плывёте в общем-то куда хотите. Единственное, вам понадобится капитан с правами, которого можно нанять.

Марины — это отели

Самая неожиданной штукой для меня оказались марины. До поездки я представлял, что плавание будет похоже на путешествие Колумба, когда вы грузитесь на корабль и плывёте куда-то. О стоянках я как-то даже не думал.

На деле же путешествие на яхте это переход от марины к марине. Просыпаетесь утром, плывёте в новую (желательно) марину, паркуетесь и ночуете. Сами марины же очень похожи на отели по смыслу: за них надо платить по ночам (50—100 € с лодки), там есть душ и туалет для «постояльцев». Нет только номеров, потому что ваш номер — это лодка. А ещё в марине на причале есть стойки с водой и электричеством, к которым подключается лодка:

Лодки подключены к белым колонкам на берегу
Лодки подключены к белым колонкам на берегу

Это вроде очевидно, но до старта об этом не думаешь: все марины разные. Отличаются почти так же как отели. Скажем в Тивате охуенная марина. Сервисный блок с душами и сортирами чистейший и с кондиционером.

А в Ктороре ты пристаёшь к какому-то ебучему тротуару возле дороги, душ такой, что лучше на него даже не смотреть и охраны нет — приходится лодку закрывать на ключ:

В Будве получше, но всё равно совок и антисанитария, а ночь стоит дороже других, нам обошлась в 78 €.

А вот марина рядом с Герцегнови, которая, типа, стартап и только недавно открылась, обслуживает отлично.

А, ещё в марине есть персонал — чуваки, которые ловят верёвки. Так вот они тоже разные бывают. Бывают и совковые колхозники и наоборот.

Комфорт — его нет

Отдых на яхте это нихера не расслабон. По сути вы едете неделю в купе, а гостиная, кухня и туалет у вас как в коммуналке на 8—10 человек:

Каюта на двоих. Ночью забываешь как низко потолок и хуяришься головой. Каждую ночь
Каюта на двоих. Ночью забываешь как низко потолок и хуяришься головой. Каждую ночь

В один из дней меня сильно укачало (или я отравился, хз), но на следующий день я от греха переночевал на берегу в хостеле. Номер в хостеле был отдельный, но всё равно самый примитивный. Это было охуенно. Там даже был кондёр! По сравнению с лодкой — рай, хотя по фотке разница не понятна:

Хостел в Будве
Хостел в Будве

И жить в одном помещении с разными людьми довольно тяжело. Один хочет спать, другой бухать, у третьего ребёнок.

Качка — хз

Укачивания я побаивался, но оказалось сносно. Главное первое время пить Драмину за полчасика до отплытия.

Один пиздец с укачкой таки случился. В один из дней мы ночевали на якоре. На якоре мы стояли просто в бухте, где в отличие от марины нет волнореза. Ночью качало шопиздец. Я не мог заснуть от тошноты и смотрел как борт поднимается на метр и опускается на метр.

К этому добавились подозрительные мидии, которые мы сами варили и ели вечером, и разное вино, которое пили днём. Короче, причина непонятна, но укачало не только меня и не только на нашей лодке. Опущу подробности, но после бессонной ночи я чуть не двинул коней. Мня пришлось везти в город, где я лёг на траву и лежал часа три. И, да, я испортил остальным день плавания.

Одна умная девочка с соседней лодки, которая уже 10 лет ходит на яхтах, в ночь стоянки на якоре погрузилась на тузик и уплыла спать в отеле на берег. Она знала!

Еда — лучше на берегу

На лодке можно готовить. Мне рассказывали истории о запекании бараньих ног и выпекании яблочных пирогов прямо на борту. Думаю, это действительно возможно, но в случае Черногории нахер не нужно: города так близко, что на лодке максимум можно брать что-то для перекуса в обед. Завтракать и ужинать проще и вкуснее на берегу. Кухня:

Кухня. Холодильник прямо по курсу
Кухня. Холодильник прямо по курсу

Интернет

Как обычно последнее время на телефоне юзал Дримсим. Сработал как из пушки. Самый кайф — в самолёте симку меняешь и уже в аэропорту ты на связи, такси можно заказать. Ютуб через 3Г не смотрел, на лодке был вайфай, а на картах не экономил. За неделю потратил 30 €. Вот рефералочка, получите 7€:

Паруса

Многие ходят на лодках из-за парусов. Это довольно сложно и прикольно: гика-шкот, стаксель, грота-фал, фордевинд, кранцы и прочие термины выучиваются довольно быстро. Но в сущности, если ты не капитан, всё сводится к тому, что надо руками тащить (выбирать, ёпты) или отпускать (травить, блять) верёвки. Мне было прикольно после сидения за компом, но, наверно, ещё неделю я бы не захотел.

Парус
Парус

Мне кажется, было бы кайфово, если бы мы куда-то реально шли на парусах, но мы в основном крутились в бухте без особой цели и таскать верёвки чисто для тренировки, например, оверштага прикольно только один раз.

Такси в Тивате

Таксисты в Черногории такие же мудаки как и везде. Убер не работает. Киви-такси — говно и работает только в Будве. В аэропорту Тивата первый пидарас хотел довезти нас до марины за 20 €. Сговорились с другим на 15 €, а ехать-то 10 минут. 

Когда возвращались я заметил в городе такси. Короче, в Черногории такси работает через Вайбер. Просто текстом пишешь оператору и такси приезжает. Довольно удобно, потому что можно печатать. Так вот такси обратно от марины в аэропорт стоило 4 €, блин:

Таксишка
Таксишка

Бабло

Я очень экономил. Вообще я не должен был ехать в такое путешествие, ведь у меня дома до сих пор дверей в комнатах нет, но я поехал, потому что было очень интересно и довольно выгодно — мы не платили за капитана, потому что капитан был из нашей команды.

Короче, на круг с неприлично дорогими билетами из Ростова в Тиват, бомж-снаряжением из Декатлона (обязательно берите перчатки, чтобы верёвки тягять) и экономией на еде (пару раз мы ваще ужинали пиццей за 10 €) вышло 250 штук на двоих взрослых.

Прикольный фасфуд в Которое. Всякие куски мяса жарят при вас и недорого
Прикольный фасфуд в Которое. Всякие куски мяса жарят при вас и недорого

Но! Нам очень повезло, у нас не случилось вообще ничего. Даже наоборот. В самый первый день из двигателя вытекло масло, так что на второй день нам поменяли лодку, и подарили дизель, а это евро 200. 

Самая жесть — это въебать лодку, потому что она дорогая и другие лодки тоже дорогие. Конечно, есть страховка, но при наступлении страхового случая всё равно придётся платить. Лонгстори шорт, чтобы не переживать, лучше иметь в запасе одну — две тысячи евро на непредвиденные расходы.

Интересности

На лодке много прикольных бытовых штук. Ежедневное мытьё палубы вас, наверно, не удивит. А вот как вам сортир, в котором, чтобы смыть, нужно вручную выкачивать говно? Причём есть два режима: сначала просто выкачиваем, потом переключаешь и промываешь морской водой. Качать нужно специальной ручкой возле толчка. Отходы попадают в бак, не в море:

Серёжа, на флоте туалет называется «гальюн» © Особенности национальной рыбалки
Серёжа, на флоте туалет называется «гальюн» © Особенности национальной рыбалки

В одной из марин встретили двух тёток, которые на небольшой лодке вдвоём плыли из Англии в Австралию — домой возвращались, типа, пенсия такая.

В Черногории очень классный язык. Я ходил как девочка из мультика Цветик-семицветик и всё читал — всё понятно! И очень много старых корней. Скажем, государство — держава, тюрьма — острог, просим — молим. И ещё они как-то свободно используют и латинские и кириллические буквы:

Объявление
Объявление

Ещё я не брал в отпуск комп, хотя сейчас у меня такая работа, что совсем отключиться от дел нельзя. Ребята из команды всё сделали, телефона хватило. Мне очень понравилось жить без компа.

Аэропорт Тивата — позор. Хуже старого ростовского. Хуже сыктывкарского, блин. Недаром они его аэродромом на своём называют. Плюс «повезло» улетали обратно мы именно в тот день, когда в Москве задержали 140 рейсов. На пересадку в Домодедове мы бежали как спринтеры.

Первый раз в жизни я оставил детей на долго одних. Это было целое предприятие. За несколько месяцев мы стали тестировать оставание с няней, а когда поехали хитро скомбинировали няню и бабушек с дедушками. Дети выдержали.

Сама Черногория прикольная. Типа такой совочек у моря. Но тут как и на Кипре очень прилично. Никто не орёт, ничего не продаёт, музыку не включает — кайф. Но второй раз чёт не хочется. Пршута привезли 7 кг. На рынке в некоторых местах надписи были только на русском, целевая аудитория, видимо такая :-)

Нам всё, пожалуйста
Нам всё, пожалуйста


Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded