ksoftware (ksoftware) wrote,
ksoftware
ksoftware

Принцип видимости

Напоминаю, что по четвергам у нас посты про дизайн, интерфейсы и все такое. Пишите мне на kolan@ksoftware.ru про что бы вы хотели узнать, я разведаю, если еще не знаю и расскажу.

При разработке любого интерфейса (Все помнят, что интерфейс есть у всего с чем взаимодействует человек? У программы есть, у машины есть... есть он и у книги, у плаката, у билборда, у объявления, у стола, у стула, у крана, у двери и даже у сайта есть, ога) нужно заботится о видимости.

Разберемся что это такое. Для начала вспомним как человек выполняет что-то. Можно выделить семь этапов.
1. Формирование цели.
2. Формирование намерения.
3. Определение необходимых действий.
4. Исполнение действий.
5. Восприятия состояния окружающего пространства. 6. Интерпретация окружающего пространства. 7. Оценка результатов действия.

 
Как только у человека сформировалась цель (хочу пожрать, например) он должен придумать как этого можно достичь. Именно в этот момент видимость начинает играть важнейшую роль.

Когда стою перед холодильником, наличие на нем двери объясняет мне, что её можно открыть и пожрать. Если бы дверь была снизу холодильника, то она была бы невидима, то есть способ доступа к жратве стал бы неясен. Без видимости сформировать намерение можно только зная систему, то есть, имея её модель в голове.

Так как намерение формируется в самом начале, то плохая видимость может разрушить всё действие. Вряд ли кто-то, не найдя дверцы спереди холодильника, станет тут же переворачивать его и искать её на дне. Человек скорей обратиться к документации или помощи других людей, пойдет на форум, позвонит производителю... Действие «пожрать» будет разрушено.

Принцип видимости гласит: в хорошем интерфейсе все доступные функции должны быть видны.

Хотя видимость очень важна на неё постоянно забивают. Откройте любую программу: фотошоп, браузер, зайдите на сайт ЖЖ... Что там в верху? Меню. Меню — это рассадник невидимости. Функции системы прячутся в пунктах меню. Из-за этого тысячи людей не могли найти как в старом Вёрде включается расстановка переносов. Из-за невидимости я вчера читал инструкцию к фотошопу, чтобы стереть все направляющие. Это невидимость виновата в том, что для того, чтобы забанить пользователя людям приходится лезть в консоль (они не видели ссылку во всплывающем окне).

Ярчайшем признаком плохой видимости является факт обращения к документации. Пойти читать доки — значит признать свое бессилие. Это трудно психологически, это раздражает, отнимает время. Разработчики, которые говорят: «а нехуй, пусть читают доки» уроды. Инструкция в таком случае выступает в качестве индульгенции. Вина за ошибки полностью перекладывается на плечи пользователя, потому что: «надо было читать пп 55 третьей главы, все же есть в инструкции [вы сами идиоты]».

Инструкция должна быть и должна давать исчерпывающее описание со всеми нюансами, но, если только вы делаете не пульт для АЭС, пользоваться системой должно быть удобно и без инструкции.

Старайтесь делать все видимым, это удобно.
Tags: Дизайн, Дональд Норман, Интерфейс, Принцип видимости
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments