Categories:

Теория осьминожек

Я использую метафору осьминожки почти десятилетие. Эту метафору придумали в бюро, хотя первое упоминание на сайте бюро ссылается на мой старый пост.

Всё это время осьминожки были почти развлечением. Пришло время формализовать опыт и предложить теорию осьминожек, которую можно использовать в работе.

Если вы ничего не поняли, прочитайте совет о личном росте.

Определение

Любого сотрудника, да и человека вообще, можно представить в виде осьминожки. У осьминожки есть голова и щупальца — навыки. Чем голова больше, тем больше щупалец может развить осьминожка. Чем щупальца сильнее, толще и длиннее, тем мощнее навык. У осьминожек-полководцев появляются слоты для подключения других осьминожек.

Осьминожка из вакансии таинственного арт-директора

Такое определение годится. Но для практики его недостаточно. Не хватает конкретики. Какими должны быть ножки? Как показать величину навыка? Какие навыки отображать? Теория осьминожек отвечает на эти вопросы и делает осьминожек рабочим инструментом менеджера.

Шкала

Я предлагаю простую пятибалльную шкалу от 1 до 5. Баллы могут быть дробные. Желательно не дробить мельче половин, чтобы не усложнять. Для порядка я добавил в описание баллов ноль. На практике он не нужен.

Ноль, 0. Вы вообще не знаете о существовании такого навыка. Скажем, дизайнер никогда не слышал о дойке ядовитых змей. Его навык в этом деле равен нулю.

Единица, 1. Навыка нет. То есть вы вообще представляете, что такой скил существует, но ничегошеньки в этом не понимаете. Например, бухгалтер ничего не понимает в администрировании МонгоДБ, но понимает, что такая специальность есть, потому что каждый месяц выписывает админу базы зарплату. 

С единицей обычно нет проблем. Когда навык такой низкий, люди в эту сторону не лезут и всё хорошо.

Двойка, 2. Это самый опасный уровень. Двойка означает, что вы нихера не разбираетесь в теме, но пытаетесь как-то участвовать. Скажем, «блондинка», у которой перестала ехать машина, решает снять крышку головки двигателя и отрегулировать клапана топором, который она нашла в багажнике. Для двигателя это, скорее всего, кончится смертью.

Очень опасно прокачиваться от двойки к тройки на практике. Наломаете дров. Лучше поучиться где-нибудь. ВУЗ или ПТУ выпускают специалистов со скилом 2,5—3. Обычно у хороших выпускников есть кое-какие знания, но мало опыта.

От единицы до двойки можно прокачаться за несколько дней или недель.

Тройка, 3. Вы это можете. Вы понимаете принципы. У вас есть опыт. Вы не хватаете звёзд с неба, но простую задачу решите. Для сельской местности попрёт. 

Прокачать скил до тройки стоит месяцев. Скажем за 6—12 можно стать неплохим водителем и спокойно ездить в городе. Большинство скилов у людей как раз на уровне тройки — готовка, спорт, воспитание детей. Со всем этим люди справляются без особой подготовки. Справляются на тройку, конечно.

Четвёрка, хорошо, 4. Это ваш хлеб. Вы специалист в этом деле. Вас уважают. Вы этим зарабатываете. 

Чтобы прокачать скилл до четвёрки придётся поработать лет 10 — те самые 10000 часов. Зато потом не пропадёте. Если у вас есть знакомый программист на Питоне, который работает с университетских лет, скорее всего его скилл — 4.

Пятёрка, великолепно, 5. Вы гений. Вы Страдивари и делаете скрипки, вы Майк Тайсон и боксируете, вы Илон Маск и занимаетесь гаджетами, вы Стив Джобс и ваша работа искажать реальность, вы Дзиро-сан и делаете суши. Вы чемпион мира. Лучший из лучших. 

Чтобы прокачать скил до пятёрки нужна жизнь. Зато только этим скилом вы сможете свернуть горы.

Обратите внимание, что усилия для прокачки скиллов неравномерные. Чем выше балл, тем больше времени нужно для достижения нового уровня. Именно поэтому качать лучше то, к чему есть талант. Талант — это желание достаточно сильное, чтобы не бросить прокачку в районе 3,5, где начинаются основные сложности.

Скилы

Теперь разберёмся, какие скилы должны попадать в осьминожку. Тут всё просто — те, которые влияют на результат. Если вы мастерски крутите спинеры, но не работаете на спинеро-крутильном заводе, этот скил не стоит упоминать. 

Чаще всего в осьминожку попадают профессиональные скилы — текст, дизайн, программирование. И общечеловеческие — управление, переговоры, отношения, остроумие, решение задач.

Список скилов должен быть таким, чтобы вы сами или ваши коллеги смогли принимать решения на основе осьминожки.

Три осьминожки

Я предлагаю рисовать не одну, а три осьминожки: светлую со скилами 4—5, серую со скилами 3 и тёмную со скилами 2.

Со светлой всё понятно — это то, чем вы можете похвастаться. 

В серой собираются скилы, которые вы могли бы вырастить. Ещё она пригодится, чтобы решить, чему сказать нет.

Тёмная самая противоречивая. С одной стороны оттуда можно взять скилы, нарастить их до тройки и перестать быть полным мудаком. С другой стороны растить скилы из тёмной зоны очень затратно, а иногда невозможно. Поэтому, возможно, лучше решить оставить какие-то скилы навсегда в тёмной зоне или даже превратить их в достоинства, подобрав подходящую задачу.

Скажем, если вы ненавидите всех людей. Можно тренировать общительность и переговоры, а можно стать отличным кандидатом для полёта на марс. На марсе людей нет и вам будет хорошо. Поначалу.

Пример

В качестве примера я построю своих осьминожек. Заодно я постараюсь составить список популярных профессиональных скилов. Если ещё что-то вспомню — добавлю, используйте как справочник.


Светлая осьминожка.

Скилов на пятёрку у меня нет. В целом я среднестатистический чувак, у которого есть некоторых неплохие навыки, но не более:

Желание — 4. Обычно мне больше всех надо. Я хожу, добиваюсь, заёбываю, выношу на обсуждение, меняю. 

Сделать, результат — 4. Я неплохо понимаю, что такое резульатат и стараюсь его получить. Так как у меня слабые исполнительские ножки результат мне обычно даётся с трудом. Брутфорс, преодоление — это ко мне. Но в итоге кое-что получается. В соединении с желанием сносно работает.

Видение, мечта — 4. Пилить напильником я не очень умею, зато помечтать — велкам. Большие идеи, глобальное понимание, видение на десять лет вперёд — об этом я думаю в душе.

Управление — 4. Мне норм руководить. Могу писать задачи, говорить, что кому делать. Никаких проблем.

Давление — 4. Я могу надавить на человека. Заставить сделать. Если этот метод подходит к ситуации, срабатывает.

Справедливость, честность — 4. Я ненавижу любые виды мошенничества. Даже на офисном принтере напечатать листики для собственных нужд стесняюсь. Люблю, когда всё по правилам, если правила хорошие. Выбираю хорошие ответы в РПГ-играх.

Интеграция систем — 3,5. В целом мне интересно, когда штуки работают вместе и работают хорошо. Мне не в падлу сходить в бухгалтерию и поменять договор, чтобы потом можно было упростить интерфейс, разработкой которого я занимаюсь. Но над этим навыком мне точно стоит ещё поработать.

Внедрение — 3,5. Я могу что-то запилить. Если у меня будет дизайн, я смогу его понять и передать разработчикам. Смогу проследить, чтобы редакция сверстала журнал по макету.

Дизайн, текст — 3,5. В принципе я могу что-то нарисовать и написать. Иногда это даже можно запустить в продакшен. Например, в Драйве моего скила хватает, чтобы собрать макет из готовых кнопок и стилей. А в бюро мне всегда приходилось работать с дизайнером и арт-директором, потому что сложные штуки сам я не тянул.

Решение задач — 3,5. Иногда я могу придумать решение. Но не на регулярной профессиональной основе, как это делают изобретатели.

Переговоры — 3,5. С большим трудом я вкачал этот скил до более-менее приемлемого профессионального уровня. Но договариваться о скидке с крупным партнёром меня одно лучше не отправлять.

Слоты для управления другими осьминожками — 10. Я думаю, что смогу нормально управлять 10—15 осьминожками. Но не сотней. 


Серая осьминожка.

Аналитика — 3. Могу позырить метрику или сделать табличку в экселе. Ничего особенного.

Нет — 3. Я весьма стрёмно умею говорить «нет». Получается или тупое «нет», которое хочется продавить. Или слабое «нет», которое не принимают в серьёз.

Лидерство — 3. К сожалению, я хуёвый лидер. Я могу командовать, но не воодушевлять на подвиги.

Программирование — 3. Раньше этот скил у меня был на три с половиной. Но я всё забыл и теперь мучаюсь каждый раз, когда надо что-то написать. А в продакшене ломается. Но маленький скриптик запилю.


Тёмная осьминожка.

Внимательность — 2,5. Просто беда. Если я не заставляю себя проверять, ошибка гарантирована. Я даже сообщения с месенджерах постоянно исправляю, потому что при отправке не вижу ошибки.

Бизнес — 2,5. Надо признаться, что я очень мало знаю о бизнесе.

Упорство — 2,5. Не смотря на то, что первоначальный энергетический заряд может быть очень сильным, упорно поддерживать давление в системе мне трудно.

Трудолюбие — 2. Я очень ленивый. Если не применять спецсредства, легко могу просидеть день за игрой или ютубом. 

Качество, сразу хорошо, продакшен — 2. Меня опасно подпускать к выпуску продукта в продакшен. Из-за невнимательности и низких производственных скилов я что-нибудь не замечу. Ещё на качество виляет моё желание во что бы то ни стало сделать и запустить.

Память — 2. Обычно информация провертивается из моей головы через несколько часов. Чтобы хоть как-то выживать, я всё записывают, обкладываюсь напоминалками и договариваюсь с другими людьми, чтобы они пинговали. Когда кто-то вспоминает, что мы делали проект в июле 2014 и запустили 19 августа, я искренне поражаюсь, ведь я помню только, что это было где-то между 2010 и 2020 годом.

Право — 2. Я очень люблю всякие юридические темы, но ничерта в этом не смыслю. Очень опасно.

Терпение — 2. Терпеть нет сил. Я перебиваю людей, не могу остановиться, чтобы перепроверить работу. Просто пиздец. Я бы не смог работать на конвейере больше пары дней. Я бы либо уволился, либо придумал как автоматизировать работу.

Эмпатия, сострадание — 2. Многие мне напрямую говорят, что я их не слышу. Думаю, что этот скилл я не смогу развить просто так. Придётся придумывать какой-то хак.

Отношения — 2. Я ужасно лажу с людьми. 80% людей начинают меня ненавидеть через час. Из остальных 20% — 15% через пару дней. И только 5% почему-то со мной общаются. Удивляюсь, что у меня есть семья и друзья. 

Картинки

Тут хорошо было бы нарисовать три осьминожки — светлую жёлтую, серую и чёрную. И чтобы ножки у них были из дискретных квадратиков по пятибальной системе. Но, как вы понимаете, я буду рисовать их три часа из-за недостаточного дизайнерского скила, а терпения столько сидеть у меня нет — пост-то готов. Так что присылайте своих осьминожек в комментах.

Хаки

Важно понимать, что скил можно не только прокачать, но и хакнуть. Можно придумать технический или социальный механизм, который позволит повысить скил с 2 до 5. Например, ужасную пунктуальность можно улучшить личным помощником, а слабую орфографию — программой для проверки текстов.

P. S. Тим Ферис в своей книге «Инструменты титанов», где он собрал приёмы разных крутанов, пишет, что в целом крутые чуваки максимизирут один — два скила. Но доводят их до пятёрки в нашей терминологии.

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded