ksoftware (ksoftware) wrote,
ksoftware
ksoftware

Category:

Людвиг: усложнение ментальной модели



Лекция Людвига (grosslarnakh) «Дизайн дизайнера» была основана на прочитанных автором книгах. Главная мысль — дизайнер должен хорошо понимать устройство человека и использовать это знание при создании дизайна. Причём знание о работе тела (дофамин, эволюция, физиология) важно также, как знание о работе мозга, многие это упускают.

Я упускал процентов на девяносто: из трёх десятков книг, упомянутых на лекции, я читал три — четыре.

Интересных мыслей много, но сегодня хочется рассказать об усложнении ментальной модели. Очень круто, что Людвиг сказал об этом пару слов, он сформулировал то, о чём я часто думал последнее время, но никак не мог уложить в голове. Спасибо.

Дизайнеры интерфейсов знают о ментальных моделях: работая с чем-либо, человек строит в голове модель и действует сообразно этой модели. Скажем, видит человек коробочку с кнопкой и сразу строит модель: видимо, можно на кнопку нажать и что-то будет. А если на коробочке заметных кнопок нет, то и модель строится с трудом: хуй знает, что с этой фиговиной делать.

Что очевидно, но не сформулировалось в моей голове, так это то, что человек так делает всегда. Со всем на свете и в каждую секунду времени. Если обобщить — у человека в голове всегда есть некая модель мира, с помощью которой он живёт и понимает всё, что его окружает.

И что логично — ментальная модель мира может быть разной сложности. Это даёт понятные и логичные ответы на многие вопросы.

Почему Таубу было неинтересно с собственными детьми? Они малы, их ментальные модели слишком просты, долго играть в детские игры взрослому скучно.

Понятно, что ментальная модель может изменяться на протяжении жизни: усложняться или упрощаться. У каждого свой путь, но логично предположить, что обычно модель усложняется со временем: ментальные модели старейшин индейского племени сложнее ментальных моделей молодёжи, потому что старейшины давно живут и многое видели. Потому-то племенем управляют старейшины, а не сопляки. Обратный процесс, наверно, тоже бывает, например, попал в армию и отупел — модель упростилась.

Что интересует лично меня, так это скорость усложнения. Мне кажется, что у многих после ВУЗа скорость усложнения ментальной модели замедляется, становится равномерной: дом — работа, работа — дом ... смерть. Подозреваю, что если вы не слишком молоды, у вас найдётся знакомый, с которым вы раньше хорошо общались, а сейчас вам с ним не интересно. Скорее всего, интерес пропал, потому что ваша ментальная модель стала сложнее его.

Чем сложнее ментальная модель, тем интереснее человек. Ветеран интереснее новобранца, арт-директор — дизайнера, путешественник — офисного «жителя».

Меня прёт усложнять собственную ментальную модель. Равномерное усложнение меня не устраивает, я требую ускорения. И требую не только от себя, но и от окружающих. Мне приятно, когда я самый тупой в комнате, и я зеваю, когда самый умный — не о чем поговорить. Я с удовольствием ходил бы к десяти учителям, делал бы сто проектов и читал тысячу книг одновременно. Жаль только, что я ещё не придумал, как это физически сделать.

Усложняйте свои модели, ёпты :-)
Tags: Дизайн, Дизайн дизайнера, Людвиг Быстроновский, Рост, Ростов-на-Дону, Студия Лебедева
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments