ksoftware (ksoftware) wrote,
ksoftware
ksoftware

Итак, юзабилити-аудит

Я, пожалуй, повторю картинки из прошлого поста, чтобы этот получился самодостаточным.

Началось всё с того, что некто хабра-пользователь webprojects провел юзабилити-аудит сайта Хабрахабр.ру. В результате у него получился отчёт, вот пара фрагментов:









Прежде чем я начну делать разные общие выводы хочу сказать, что решение вебпроджектса дисэйблить кнопки, а при клике на них показывать плашку с объяснением причины дисэйбла — критинское, потому что многие на дисэйбленную кнопку вообще никогда не нажмут, потому что, вы не поверите, она, блять, ЗАДИСЭЙБЛЕННА. Чё на неё жать-то? Как бараны будут смотреть на неё и тупить, не зная что делать и кто виноват. Если не верите — вспомните случай, когда вы стояли перед открытой дверью, открытость которой не видна. Наверняка усердно звонили в звонок, ждали, а потом выходил хозяин двери и говорил: «Хули ты звонишь, дверь открыта.» Дык вот та дверь — это кнопка дисэйбленная.

Теперь к отчёту. Ой, то есть, простите, к юзабилити-аудиту (меня точно вырвет в конце от этого слова). Проглядев Хабр юзабилити-глазом автор нашел прилично говна. Правда можно было обойтись и без спец. глаза, все ребята и так знают, что сокрытие контролов весьма подозрительное решение. Ну тем не менее — нашел и хорошо. Нас в основном интересуют результаты.

Для того, чтобы двигаться далее нам еще надо вспомнить ТРИЗ. А именно ИКР и многоэкранную систему.
1. ИКР — это идиальное конечное решение. Для интерфейсов звучит так: интерфейса нет, его функция выполняется и все это нахаляву.

2. Описание многоэкранной системы пусть озвучит лично Генрих Саулович:

Задача 33
Есть катер, на котором поставлен абсолютный рекорд скорости. Он имеет идеальную форму, лучшие двигатели. Как установить новый рекорд, намного (на 100-200 км/ч) превысив имеющиеся
показатели?

Воображение обычного изобретателя послушно рисует существующий рекордный катер. Включается мысленный экран, на нем возникает четкое изображение. В этот исходный образ воображение начинает вносить различные изменения. Слабый изобретатель подолгу рассматривает каждый вариант, дело идет медленно. Варианты (даже десятый, пятнадцатый) лишь немногим отличаются от исходного образа. "Может быть, удлинить корпус? Придать корпусу более обтекаемую форму Поставить более мощный двигатель?..." Сильный изобретатель смелее перебирает варианты: на мысленном экране быстро сменяются рисунки, появляются необычные картинки. Вариант шестьдесят седьмой: "А если покрыть корабль чем-то вроде гепардовой шкуры: ведь не случайно же гепард бегает быстрее других сухопутных животных. Может быть, мех помогает сохранять плавность обтекания, не дает образоваться вихрям?" (Кстати, недавно советскому изобретателю Г.Н. Сутягину было выдано авторское свидетельство № 464716 на "поверхность, обтекаемую жидкостью или газом". В описании изобретения сказано: "... с целью снижения сопротивления трения... облицовка ее (поверхности) выполнена из искусственного меха, ворсистых тканей и т.п. материалов").

Технические системы существуют не сами по себе. Каждая из них входит в надсистему, являясь одной из ее частей и взаимодействуя с другими ее частями; но и сами системы тоже состоят из взаимодействующих частей - подсистем. Признак талантливого мышления - умение переходить от системы к надсистеме и подсистемам. А для этого должны работать три мысленных экрана (рис. 7.).


Иными словами, когда речь идет о дереве (системе), надо видеть лес (надсистему) и отдельные части дерева (корни, ствол, ветки, листья - подсистемы). Впрочем, этого мало - на каждом этапе необходимо видеть линию развития: прошлое, настоящее и будущее (рис. 8.). Что значит "видеть линию развития"? Вот одна из подсистем скоростного катера - корпус. Чем выше скорость, тем больше сопротивление внешней среды. И потому корпус стремится сжаться, уменьшиться. Идеальный корпус - когда корпуса вовсе нет... А двигатель, другая подсистема катера, наоборот, стремиться стать больше, мощнее. Дай ему волю, он заполнит весь корпус, а потом перерастет его, вырвется наружу. Борьба этих двух взаимопротиворечивых тенденций и определяет линию развития подсистем катера: корпус сжимается, суживается, становится все более "поджарым", а двигатели увеличиваются, растут, заполняя пустоту внутри корпуса.


На мысленных экранах талантливого мыслителя постоянно бушуют страсти: сталкиваются противоречивые тенденции, возникают и обостряются конфликты, идет борьба противоположностей... В азарте этой борьбы изображение подчас сменяется антиизображением. Рядом с катером появляется антикатер. Обычный катер плавает, значит, антикатер не плавает. Корабль, который не умеет держаться на воде и тонет... С точки зрения обычного мышления это просто нелепость.

А если все-таки поразмышлять? "Средняя плотность" обычного корабля меньше единицы, именно поэтому корабль держится на воде. Внутри корпуса много свободного пространства - отсюда большой объем корпуса и большое сопротивление внешней среды при движении. Подводные крылья, правда, поднимают корпус над водой, но существует сопротивление воздуха.

Антикорабль не обязан держаться на воде. Следовательно, его можно до отказа заполнить "железом" - двигателями. Чем больше мощность двигателей, тем выше скорость. Но антикорабль с его прекрасными сверхмощными двигателями камнем пойдет на дно... Впрочем, при движении он будет держаться за счет подъемной силы, создаваемой подводными крыльями. А на стоянке можно использовать "поплавки" - дополнительные надувные емкости. На стоянке наш антикорабль подобно обычному кораблю (и дирижаблю) будет держаться на плаву по закону Архимеда. А разогнавшись и подняв корпус над водой, антикорабль "сожмется" - уберет ненужные теперь дополнительные емкости (дирижабль станет самолетом).

Идея антикорабля уже не кажется такой дикой. Наоборот, странной представляется обычная конструкция, у которой поднятый над водой корпус сохраняет большой объем, нужный лишь в воде...

В 1911 г. была создана камера Вильсона - один из основных инструментов ядерной физики. Заряженные частицы, двигаясь в перенасыщенном водяном паре, заполняющем камеру, становились видимыми, образовывали след из капелек жидкости. Были предложены тысячи усовершенствований камеры Вильсона. Но почти полвека никому не приходила в голову идея "антикамеры", в которой след образовывался бы пузырьками газа в жидкой среде. В 1960 г. Д. Глезер получил Нобелевскую премию за создание пузырьковой камеры...

Вернемся к экранам талантливого мышления. Три этажа, девять экранов, изображения и антиизображения - это все-таки предельно упрощенная схема. Настоящее талантливое мышление имеет много этажей вверх от системы (надсистема - наднадсистема - ...) и много этажей вниз системы (подсистема - подподсистема - ...). За деревом надо видеть не только лес, но и биосферу вообще, и не только лист, но и клетку листа. Много экранов должно быть влево от системы (недавнее прошлое, далекое прошлое...) и вправо от нее (близкое будущее, далекое будущее...). Изображение на экранах становится то большим, то маленьким, действие то замедляется, то ускоряется...

Сложно? Да, сложно. Мир, в котором мы живем, устроен сложно. И если мы хотим его познавать и преобразовывать, наше мышление должно правильно отражать этот мир. Сложному, динамическому, диалектически развивающемуся миру должна соответствовать в нашем сознании его полная модель - сложная, динамичная, диалектически развивающаяся.

Зеркало, отражающее образ мира, должно быть большим и многогранным. Как на картинах Чюрлёниса.

Пожалуй, ни у какого другого художника нет столь сильного "системного видения" мира. Во многих картинах Чюрлёниса на одном полотне даны не только "изображаемая система", но и ее "подсистемы" и "надсистема", в которую входит "система". В "Сонате моря" (аллегро) одновременно три разных масштаба. С высоты птичьего полета изображены прибрежные холмы. Но волны нарисованы в ином масштабе; они показаны глазами человека, стоящего на мелководье: сквозь воду видна игра света и теней на песчаном дне, видны силуэты рыб. И тут же еще один масштаб, совсем крупный - для "подсистем": капли и пузырьки воздуха увидены почти вплотную...

Читатель вправе спросить: речь, следовательно, идет уже не о талантливом, а о гениальном мышлении? Да, это так. Более того, даже у гениев такое мышление бывает далеко не каждый день. В сущности, "полная экранная схема" показывает мышление гения в его звездные часы, весьма нечастые и в жизни великих мыслителей и художников. " Полная схема" - это ИКР, а приближение к этому идеалу - АРИЗ. Нетрудно заметить, что АРИЗ представляет собой линейную развертку "полной схемы" плюс информационное обеспечение, позволяющее "рисовать" требуемые схемой "изображения"".

 
Альтшуллер Г. С., Творчество как точная наука, М., "Советское радио", 1979 г., с. 66-70.

То есть хорошее решение может быть найдено не только в текущей системе, но и в надсистеме и в подсистеме. Но юзабилити-аудитор не знает об ИКР и многоэкранной системы. Он нашел проблемы и пытается сделать, чтобы их не было. Но ищет ответы только в одном «экране» — в текущей системе. Он не понимает, куда надо двигаться: Не понятно где кнопка? Вот вам кнопка. Не понятно, чего это она задисэйблена — покажем нашу стандартную красную плашку. Типа стало понятно и хорошо. Но ведь это не ИКР. Наоборот, все стало хуже, добавилась кнопка, добавилось сообщение. Интерфейс стал сложнее.

Я может быть сейчас нарпидумываю, потому что плохо знаю как Хабр зарабатывает деньги, но наверняка же вакансии важны компаниям, может даже они Хабру платят за их размещение. Даже если вакансии публикуются бесплатно Хабру от них есть польза в другом виде. То есть кривой сценарий в этом месте почти напрямую приводит к потере бабла, а аудитор предлагает сделать интерфейс еще хуже, потому что юзабилити ничего не рассказывает про то как сделать хорошо.

А мы с вами знаем — надо, чтобы мутатени с панелями и предложениями сходить нахуй или войти не было, но и невошедшие пользователи отвечать на вакансию не должны, потому что переписка на Хабре хранится (тут можно понапридумывать как сделать, чтобы вообще входить не надо было, но это сложно и дорого, а нам надо нахаляву).

Халявные решения всегда находятся подрукой. Если решения нет в системе, значит есть в над- или подсистеме. Кнопка «Откликнуться на вакансию» и красное сообщение являются частью системы ответа на вакансию. Ну уже понятно, да?

Короче:
Первое, раз кнопка нужна, пусть будет всегда. И пусть всегда работает и работает одинаково — открывает форму ответа на вакансию. Никакие дисэйблы и панели не нужны. Пользователю не надо кликать на ссылку в каком-то третьем месте и переходить на страницу входа, чтобы после всего этого ада (там же еще капча :) вообще забыть, что он хотел сделать. Захотел откликнуться — пыщь — вот тебе форма, откликайся.

Если же человек не вошел, то внизу формы для отклика надо показать поля для входа. Обязательно снизу, потому что после написания отклика человек будет сильно замотивирован войти, жалко же потерять текст.

Вот быстрая нарезка из скриншотов:




Важность для работы
Как я писал в прошлом посте, я считаю этот аудит очень полезным. Это отличный пример возможностей всех этих юзабилити-аудитов, айтрекингов, тепловых карт и прочего юзабилити-чего-то. Все эти приёмы могут помочь найти проблемы. Правда большая часть наверняка и так будет видна специалисту. Но хорошо решить найденные проблемы названные методы не в силах.

То есть за то, что вебпроджекст нашел косяки надо сказать спасибо, а все его предложения надо выкинуть, потому что они так же полезны, как и предложения любых пользователей: из тысячи одно дельное, а во всех остальных как всегда просят лошадь получше.

Tags: Интерфейс, Мысль, Руки из жопы, Юзабилити, Юзабилити-аудит
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments